Люблю свой край, Мордовию мою,

Где так прекрасны города и сёла,

И свой Саранск, в котором я живу,

И школу, девятнадцатую школу...

Шмелёва Анна

вторник, 29 ноября 2011 г.

Федот Васильевич Сычков




Федот Васильевич Сычков родился в 1870 году в селе Кочелаево Наровчатского уезда Пензенской губернии, ныне Ковылкинского района Республики Мордовия, в бедной крестьянской семье. Рано осиротел. Общее образование получил в трехклассной земской школе, где его учитель Дюмаев первым обратил внимание на художественно одаренного крестьянского мальчика.
Но прошло еще несколько лет, прежде чем Сычков взял в руки кисть и вступил на тернистый путь художника. Опираясь на те небольшие знания в области рисунка и живописи, которые он получил у Дюмаева, а затем в иконописной артели Решетникова, Сычков начал работать самостоятельно, писал иконы, портреты односельчан. Среди ранних произведений - картина «Закладка станции Арапово» (1892), которая была выполнена по заказу петербургского генерала И.А.Арапова, имение которого находилось неподалеку от Кочелаева. Создание картины стало своеобразным экзаменом, проверкой способностей, которые Сычков достойно выдержал.
Картину генерал показал директору Рисовальной школы для вольноприходящих Сабанееву. Отметив талант Сычкова, тот посоветовал привезти юношу в Петербург. В 1892 году Сычков переступил порог Рисовальной школы, где учился у Лебедева, Творожникова, Ционглинского.
В 1895 году в качестве вольнослушателя он поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. Учился по классу батальной живописи у Кузнецова и Ковалевского, придерживавшихся в своей педагогической практике демократических принципов передвижничества.

четверг, 24 ноября 2011 г.

Юдина Валентина Михайловна


Валентина Михайловна Юдина родилась 28 марта 1951 года в селе Ичалки Ичалковского района Мордовской АССР в семье рабочих.
В 1958 году поступила в первый класс Ичалковской средней школы. В 1968 году окончила 10 классов с серебряной медалью. В июле 1968 года приехала в Москву, поступила в Литературный институт имени М. Горького. Пять лет занималась в семинаре, которым руководил известный поэт-переводчик Л.А. Озеров. Дипломная работа (цикл стихов «Хочу жить на родине») ею была защищена на «отлично».
С 1974 года Юдина работает в Саранске корреспондентом, литературным сотрудником в многотиражной газете «Трибуна строителя» треста «Мордовпромстрой». С 1982 года она с поэтом Александром Терентьевым руководит литературной студией «Пегас», работающей при Доме культуры Ленинского района г. Саранска. Студия гордится такими своими питомцами, как Александр Арапов, Иван Носиков, которые стали членами Союза писателей России, журналистами, активно занимающимися и литературным творчеством - Тамарой Волковой, Камилем Тангалычевым, Маргаритой Терехиной, Андреем Седовым, Станиславом Холоповым, Натальей Кладовой и др.
В 1979 году принята в Союз журналистов СССР.

пятница, 18 ноября 2011 г.

Макаровка. Иоанно-Богословский мужской монастырь.

  Этот монастырь Саранска можно назвать одновременно и старым и молодым. Суть в том, что в зачаточном виде он просуществовал 200 лет, потом исчез и только в наши дни наконец превратился в настоящую обитель. В справочнике «Церкви, причты и приходы Пензенской епархии» говорилось, что село Макаровка входило в первый благочиннический округ Саранского уезда, что в нем стоял каменный холодный храм во имя Иоанна Богослова (при котором имелась теплая Михайло-Архангельская церковь), и что приход состоял из самого села и деревень Луховки, Куликовки и Солдатского – всего 1697 душ мужского пола и 1797 – женского. Однако  не были Макаровские храмы обычными приходскими. Справочник не учел еще одной церкви – Знаменской, и совсем ничего не сказал о том, что в Михайло-Архангельском храме служба для прихожан не велась, как, впрочем, и в Знаменском: обе эти церкви являлись домовыми, потому что они совмещались с двумя богадельнями, женской и мужской. Кроме того, почти до самого XX века считались не прихожане, а помещики Полянские, построившие весь комплекс для себя и лишь допустившие верующих в свой «домашний монастырь».

понедельник, 7 ноября 2011 г.

Степан Эрьзя - Нефёдов

Имя скульптора Эрьзи широко известно и в нашей стране и за рубежом. Мордвин Степан Дмитриевич Нефедов взял себе псевдонимом название одной из этнографических групп мордовского народа - эрзи. Это не просто дань уважения народу, давшему ему жизнь, но и признание того, что истоки его таланта, неиссякаемая жизнеутверждающая мощь произведений - в их национальной самобытности и исконной народности. 

суббота, 5 ноября 2011 г.

Торама

Картинка 1 из 429 


В Мордовии известен музыкальный коллектив - То́рама. Его участники занимаются сбором фольклора и возрождением живой песенной и инструментальной традиции народов эрзямокша,шокша и каратаи, которые иногда объединяют под названием мордва.Группу Торама образовали в 1990 в столице Республики Мордовия Саранске четыре человека - исследователи и патриоты традиций родного края. Мокшанские и эрзянские песни обретают в исполнении Торамы удивительную силу, способную благотворно влиять и на душевное, и на физическое состояние слушателей. Руководитель группы Йовлань Оло (Владимир Ромашкин) говорил: "Мы поём громко, пронзительно, в нас много энергии, буйства. Почему? Потому, что мы хотим избежать конца, хотим уберечь наш народ и нашу землю от исчезновения".