Люблю свой край, Мордовию мою,

Где так прекрасны города и сёла,

И свой Саранск, в котором я живу,

И школу, девятнадцатую школу...

Шмелёва Анна

вторник, 3 апреля 2012 г.

Бессмертный подвиг экипажа Кудашкина

 Именно так называлась статья во фронтовой газете «Крылья Победы», посвященная самоотверженному подвигу нашего земляка – летчика-штурмовика Ивана Кудашкина. Его судьба могла бы стать основой самого драматичного фильма о Великой Отечественной войне – до глубины души потрясающего зрителей не фантазиями сценаристов, а настоящей жизненной правдой.

68 лет назад, 31 марта 1944 года, Иван Кудашкин погиб смертью храбрых, уничтожив две фашистских переправы у украинского села Жванец (Каменец-Подольский район Хмельницкой области). 30 лет летчик считался пропавшим без вести. И лишь в 1991 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза. О жизни и смерти этого Настоящего Человека «ИМ» рассказал его племянник - научный сотрудник Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 годов Иван Бурнайкин.

Однополчанин Кудашкина Олег Исаев так писал о нем: «Кудашкин Ваня был выше среднего роста, стройный и жилистый. Лицо простое, с правильными тонкими чертами. Волосы светлые, золотистые – надо лбом непокорный чуб. Глаза большие, голубые, постоянно слегка прищуренные, от того всегда казались особенно приветливыми. Создавалось впечатление, что Ваня внутренне улыбается, и эта улыбка вот-вот прорвётся наружу. Говорил он кратко, очень точно и выразительно. И видно было, что всё сказанное идёт из глубины души. Очень любил хорошую остроумную шутку, при этом тихо смеялся. Внешне он не выделялся среди своих товарищей. Но его отличали острый ум, огромная наблюдательность, простота в общении с людьми».

Самолет «ИВАН»

Иван Кудашкин родился в селе Подлесная Тавла в 1922 году. Он был шестым ребенком в большой мордовской семье. Иван мечтал стать учителем. Окончив школу, он поступил в Саранское педучилище, а по вечерам ходил на занятия в аэроклуб. Но стать педагогом юноше не удалось: в 1940 году он был призван в Красную Армию. Ивана направили в лётное училище города Энгельса. Оттуда он и ушел на фронт.

В 36-м гвардейском авиаполку 202-й авиадивизии 2-й воздушной армии наш земляк считался асом. Он был летчиком-штурмовиком.

- Его посылали туда, где было особенно тяжело, - говорит Иван Бурнайкин. – Как рассказывал фронтовик Олег Исаев, воевавший с Кудашкиным в одной эскадрильи, высокое летное и боевое мастерство сделало Ивана очень известным, в том числе среди врагов. На фюзеляже своего самолета Кудашкин попросил крупными буквами написать: «ИВАН», потому что «Иванами» называли советских бойцов фашисты. И самолёт с такой простой надписью нагонял страх на гитлеровцев, когда проносился на высоте 5-10 метров. Одним из первых в воздушной армии Кудашкин стал «свободным охотником», когда в обозначенном для него на карте квадрате местности в одиночку разбивал и уничтожал врага. Достаточно сказать, что экипаж Кудашкина и два экипажа его друзей полностью перекрыли все железнодорожные пути, ведущие к Киеву, и не дали врагам возможности подвозить горючее для боевой техники. Не пропустили ни одной цистерны. И так в течение месяца, пока Киев не был взят советскими бойцами. Таким был Кудашкин.

«Вдруг это сын?»

31 марта 1944 года Иван Кудашкин «пропал без вести» вместе со своим экипажем на «ПЕ-2». 30 лет никто не мог сказать о его судьбе ничего определённого! Семья летчика получила «похоронку» со словами: «Вылетел на особо важное задание, не вернулся». Мать героя надеялась, что сын жив… И если в военное время видела в небе над селом самолет, говорила: «Может, это Иван? Вдруг сбросит мне письмо?»

- Страна могла забыть отважный экипаж, если бы не школьные следопыты, - рассказывает Иван Бурнайкин. - Их дело продолжил я… Восстановлению памяти о дяде я посвятил 20 лет. А началось все с того, что в 1974 году журналист «Советской Мордовии» Виктор Пронин побывал в командировке на Украине и увидел там газетную статью о подвиге Кудашкина. Она была написана со слов следопытов из Жванецкой средней школы. Так стало известно, где погибли лётчики. После этого следопыты Ялгинского дома-интерната связались с московским журналистом С.С. Смирновым, который занимался установлением биографий «пропавших без вести». С помощью архива Минобороны в Подольске тот нашел материал, из которого следовало: ещё 30 января 1944 года Кудашкин был представлен к званию Героя Советского Союза.

Огненный смерч

Свой последний бой командир экипажа, гвардии лейтенант Иван Кудашкин, штурман – гвардии лейтенант Александр Чернов и стрелок-радист – гвардии сержант Петр Уханов приняли у села Жванец. Стояла задача уничтожить вражеские переправы. 18 советских экипажей не смогли разбить понтоны! Настолько плотный огонь зениток прикрывал фашистов с воздуха. И тогда послали Кудашкина.

Вот как описан подвиг нашего земляка в газете 2-ой воздушной армии «Крылья Победы» от 23 апреля 1944 года. «Восемьдесят раз самолет гвардейца Кудашкина появлялся над расположением врага. И каждый раз уничтожал фашистскую технику, живую силу противника. Восьмидесятый вылет обессмертил членов этого экипажа… Низко над водой «Петляков» (самолет «ПЕ-2» - «ИМ») стремительно пошел к цели. Вот и переправы. По настилу понтонов ползут на правый берег танки. А на левом берегу – скопище артиллерии, сотни танков, автомашин... «Петляков» пошел в атаку. С высоты 350 метров сброшены бомбы. В воздух взлетели понтоны. На дно ушла вражеская техника».

Зенитки с новой яростью ударили по самолету. Казалось бы – задача выполнена, пора уходить… «Но «Петляков» имел еще несколько бомб, еще не израсходован боекомплект пулеметов… а на левом берегу – заманчивая цель. Кудашкин вторично разворачивает самолет, но в этот момент зенитный снаряд разбил бензобак».

Левое крыло самолета охватило пламя. По крылу оно подобралось под фюзеляж, закрыло колпак кабины. «Но в этот момент, - писала газета, - никто из троих – ни Иван Кудашкин, ни Александр Чернов, ни Петр Уханов – не думал о жизни». Они решили идти на таран. «Огненным смерчем самолет ударил в скопище немецких танков, орудий, цистерн».

«Мордовия может гордиться!»

После того, как в архиве Минобороны СССР была найдена эта публикация в «Крыльях Победы», ветераны 36-го авиаполка и И.С. Бурнайкин начали ходатайствовать о присвоении Кудашкину звания Героя Советского Союза и о награждении членов его экипажа орденами Отечественной войны I степени (посмертно). В 1991 году с этим ходатайством руководство МАССР обратилось к министру обороны Советского Союза маршалу Д.Т. Язову. 26 июня 1991 года был подписан указ о присвоении Кудашкину звания Героя Советского Союза. Ещё три с половиной года И.С. Бурнайкин бился за ордена Отечественной войны I степени для Чернова и Уханова.

- Хочется сказать огромное спасибо всем, кто постоянно помогал – и помогает мне в этом благородном деле, - говорит И.С. Бурнайкин. - Это Глава Мордовии Н.И. Меркушкин, Председатель Правительства РМ В.Д. Волков, Главный федеральный инспектор по РМ А.М. Пыков, Руководитель Администрации Главы РМ Н.С. Крутов, глава администрации г.о. Саранск В.Ф.Сушков.

Теперь Кудашкину не грозит забвение. В 1992 году бюст лётчика был открыт в Кочкурове, в 1997 году - в родной Подлесной Тавле. В школе, где он учился, создан музей. В нескольких учебных заведениях Мордовии, России и стран СНГ есть экспозиции, посвящённые героическому экипажу. В Гавриловцах, возле которых погибли Кудашкин, Чернов и Уханов, возвышается обелиск в виде крыла самолёта, в честь Ивана (как и в Тавле) названа улица.
В 2012 году исполняется уже 90 лет со дня рождения Ивана Кудашкина. В честь этой даты, в честь крылатых соколов П.И. Орлова, И.Ф. Бибишева, М.А. Вельдяскина, Т.С.Горячева Мемориальный музей предлагает провести Международный слёт памяти гастелловцев. «Герои живы, пока мы помним о них», - говорит И.С. Бурнайкин.

После войны в Саранске побывало много ветеранов 36-го авиаполка, родные погибших летчиков, поисковики. Из города Игрим Тюменской области приезжала боевая подруга Ивана Кудашкина - Антонина Петровна Погребняк.

«Обидно было, - рассказывала она, - полк вылетел на задание, работаешь с радистом самолёта, принимаешь радиограммы - и вдруг уже нет самолёта и экипажа. Сбили. Тяжело было терять дорогих людей. С экипажем Кудашкина последний раз я виделась в Киеве – аэродром Жуляны, март 1944 года. Наши разведчики засекли большое скопление немцев возле Жванца и Говриловцев. 31 марта для налета на них выбрали два лучших экипажа – Кудашкина и Буханова. В тот день я дежурила на рации и за своё дежурство получила от радиста Пети Уханова три радиограммы, которые передавала в штаб дивизии. И вдруг связь прекратилась. Я слушала 2 часа, потом позвонила в штаб, сказала, что связи больше нет. В это время прилетел с задания Буханов, мне сказали: слушание прекратить. Так погиб мой любимый человек Ванечка Кудашкин – добрый, улыбчивый, - а было ему в ту пору 22 года. А перед боевым вылетом он забегал на станцию, где дежурила моя сменщица Люба, и просил передать мне: «Вечером встретимся».

Александр ЕФРЕМОВ.

2 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за статью. Большая удача, что даже по прошествии стольких лет удалось восстановить картину произошедшего и теперь память о подвиге, совершенном геройским экипажем будет жива, и наши дети и внуки могут гордится своими дедами и прадедами. Будем помнить. Будем жить...

    ОтветитьУдалить