Люблю свой край, Мордовию мою,

Где так прекрасны города и сёла,

И свой Саранск, в котором я живу,

И школу, девятнадцатую школу...

Шмелёва Анна

пятница, 18 ноября 2011 г.

Макаровка. Иоанно-Богословский мужской монастырь.

  Этот монастырь Саранска можно назвать одновременно и старым и молодым. Суть в том, что в зачаточном виде он просуществовал 200 лет, потом исчез и только в наши дни наконец превратился в настоящую обитель. В справочнике «Церкви, причты и приходы Пензенской епархии» говорилось, что село Макаровка входило в первый благочиннический округ Саранского уезда, что в нем стоял каменный холодный храм во имя Иоанна Богослова (при котором имелась теплая Михайло-Архангельская церковь), и что приход состоял из самого села и деревень Луховки, Куликовки и Солдатского – всего 1697 душ мужского пола и 1797 – женского. Однако  не были Макаровские храмы обычными приходскими. Справочник не учел еще одной церкви – Знаменской, и совсем ничего не сказал о том, что в Михайло-Архангельском храме служба для прихожан не велась, как, впрочем, и в Знаменском: обе эти церкви являлись домовыми, потому что они совмещались с двумя богадельнями, женской и мужской. Кроме того, почти до самого XX века считались не прихожане, а помещики Полянские, построившие весь комплекс для себя и лишь допустившие верующих в свой «домашний монастырь».
В 1866 году Александр Александрович Полянский получил официальную благодарность Пензы за пожертвование 570 рублей на ремонт Иоанно-Богословской церкви. Последнее крупное обновление храмов состоялось в 1882 году, когда вдова А. А. Полянского Антония Федоровна, лютеранка по вере, прибыла ненадолго из Вены в Макаровку, ревизовала финансовое и хозяйственное положение имения и пожертвовала громадную сумму в 4000 рублей на обновление иконостаса холодной церкви. Строительство в имении началось немедленно. Одновременно создавался жилой дом («замок», как его называли люди) и поблизости от него две церкви. Небольшая каменная церковь во имя Михаила Архангела ставилась вовсе не для крестьян, а для семьи помещика. В 1704 году завершилось строительство большого храма во имя Иоанна Богослова, который и стал на долгие два столетия семейным святилищем Полянских. В освободившейся Михайло-Архангельской церкви Макар Артемьевич разместил мужскую богадельню, предварительно увеличив строение трапезной и спальным помещением. «При оной теплой церкви,- писал в 1803 году А. И. Полянский в одном из своих прошений,- в имеющейся большой трапезе, разделенной каменной же стеной на два покоя... в которые назад близ ста лет предками моими... устроена ими бысть одному покою – обыкновенной церковной трапезе, другому же покою для больничной богадельни... на десять человек мужеска пола».
Несмотря на благоприятные условия для развития, Макаровская богадельня в настоящий монастырь не развилась,- этого, очевидно, не захотели владельцы, ибо утверждение обители неминуемо повлекло бы отчуждение построек и части земель, потребных на ее содержание. А так Полянские лично держали призренческий дом, компенсируя перед Богом свои земные прегрешения. Макаровский погост они пестовали с любовью. Иоанно-Богословская церковь, кроме прочего, замышлялась и как фамильная усыпальница, для чего ее поставили на мощ­ную подклеть, вросшую в землю. М. А Полянский, умерший 5 февраля ст. ст. в 1710 году, нашел свое упокоение именно там, в полуподвале, превращенном в склеп. Во второй половине XVIII века Полянские в основном завершили формирование погоста и по монастырскому обычаю обнесли его стеной, поставив по углам на восточной стороне две башни.
Колокольню специалисты датируют началом того же XVIII столетия (первые два яруса) и постпетровской эпохой (третий и четвертый ярусы).В 1763 году владелец в пару мужской богадельне построил такую же женскую, но без церкви. В 1780-е годы в Макаровке были возведены два флигеля для дворовых, скотный двор, управительский дом, пять каменных риг, три моста через речки, отремонтирован барский дом, заново расписан иконостас, а на колокольне установлены часы. В 1803 году он испросил разрешение на пристройку к ней храма Знамения, тем самым «свершив милосердие, не законченное предками». Женская община тоже рассчитывалась человек на десять. Получив соответствующее дозволение от духовных властей, Полянский дополнил богадельню Знаменской церковью, скопированной с очертаний Михайло-Архангельской, и тем самым достиг иллюзии одновременности и комплексности замысла всего ансамбля в целом. В хорошем вкусе Полянским отказать нельзя! В таком виде Макаровский погост пришел к XX веку.
После отъезда А. Ф. Полянской за границу погост окончательно перешел в ведение прихода, а после продажи имения подполковнику Григорию Петровичу Теплякову весь Иоанно-Богословский ансамбль был выключен из границ усадьбы. Но тогда наступили трудные времена для богаделен: крестьянская община оказалась неспособной содержать приют для престарелых на прежнем уровне, а Тепляков с самого начала выказал мало заинтересованности в благотворительности.
Ближе к революции богоугодное заведение уже едва теплилось, а затем и совсем истончилось и сошло на нет.В 1927 году был вскрыт склеп Макара Полянского, еще раньше тяжкие увечья были нанесены «замку» и хозяйственным постройкам. Потом пришел черед погоста.
В 1941 году предполагалось разместить на погосте и в селе стрелковый полк, потом эвакуированную швейную фабрику, промкомбинат...
В 1946 году верующим вернули Иоанно-Богословскую церковь, а в 1961 году ее снова отобрали
С 1969 года в Макаровке начались восстановительные работы, а в 1987 году жители села при содействии верующих Луховки, Куликовки и Солдатского через патриарха Пимена сумели вытребовать Иоанно-Богословский храм и колокольню в ведение прихода. Настоятелем в Иоанно-Богословский храм был назначен протоиерей Георгий Сакович.
В 1991 году открывшейся Саранской епархии была передана Знаменская церковь, а в 1996 году – Михайло-Архангельская. Бывший «замок» Полянских стал епархиальным управлением.
Таким образом, за десять лет погост поэтапно перешел к подлинному хозяину – православному народу, а в 1994 году он наконец-то превратился в настоящую обитель.

 

2 комментария: